Один из псковских художников
после открытия этой выставки произнёс: «Чувствуется Петербург». Он не имел
в виду «петербургскую школу». Это было скорее такое описание характера
художника, в общении избегавшего пафоса. Для многих деятелей культуры характерна
поза живого памятника. Деятели занимаются тем, что осуществляют «послание
миру». У Евгения Останина всё иначе. Своё занятие живописью он считает
развлечением и отдыхом.
Натуральное число
("Псковская губерния")
Художник Евгений Останин считает,
что рок-музыку бросить невозможно
«Я играю не за деньги, играю для себя
И для других,
Пою обо всём хорошем
И о том, что светит солнце.
А ты можешь петь горам?..»
Led Zeppelin,«Океан».
«Не то чтобы я бросил рок-музыку,
- пояснил на открытии выставки под названием When I’m Sixty-Four бывший
бас-гитарист рок-группы «Санкт-Петербург» Евгений Останин. - Рок-музыку бросить
невозможно». С тех пор, как бас-гитарист Евгений Останин покинул группу
«Санкт-Петербург», прошло уже почти сорок пять лет, но именно этот эпизод его
жизни до сих пор, прежде всего, вспоминают, когда речь заходит о Евгении
Останине.
«Это же чистый сюрреализм!»
Видимо, такова судьба Евгения
Останина – покидать Санкт-Петербург. Однажды, в начале 70-х годов прошлого
века, это произошло с одноимённой группой, а лет двадцать пять назад Останин
покинул и город Санкт-Петербург, переселившись в Псковскую область, туда, «где
нет ни трамваев, ни толпы…» (последний трамвай прошёл по Пскову в 1941 году).
Живёт он в деревне Лобаны, но на отшельника совсем не похож.
В центральную городскую
библиотеку города Пскова на открытие своей выставки с названием из The Beatles:
When I’m Sixty-Four («Когда мне будет 64») Останин приехал в чёрной футболке с
красной надписью Led Zeppelin.
«Это ведь не случайно, что на
футболке - Led Zeppelin?» – спросил я Евгения Останина. «Не случайно. Это одна
из моих любимых групп. Я и сейчас иногда дома играю что-нибудь из их
репертуара». – «На бас-гитаре?» - «Нет, у меня дома есть и ритм-гитара…»
Выставку открывали цитатой из
рок-энциклопедии. Во время чтения выяснилось, что в рок-энциклопедии, в статье Андрея
Бурлаки о группе «СлОвене», в которой Останин тоже играл, была опечатка.
Останин учился не в Мухинском училище, а в педагогическом институте имени
Герцена на художественно-графическом факультете. Но Мухинское училище попало в
энциклопедическую статью, видимо, не случайно – там «Санкт-Петербург» одно
время репетировал.
Как сказал Евгений Останин,
«рок-музыку бросить невозможно. Это, видимо, и в живописи отражается…».
Проще всего найти следы музыки на
полотнах Останина, разглядывая те картины, на которых есть музыкальные
инструменты. В триптихе «Второе путешествие», например. Но это формальная
сторона. Существует и неформальная.
Останин на выставке сказал
несколько слов о творческой свободе и независимости. Он пояснил: «Живопись я не
считаю работой. Для меня это развлечение и отдых».
Это развлечение не подразумевает
следования какому-то одному направлению. Творческая свобода как раз в том и
состоит, чтобы не зависеть от выбранного раз и навсегда пути.
Тем не менее, некоторые
присутствующие принялись настойчиво определять – на что похоже то, что делает
Останин. Был вынесен «приговор»: «Это же чистый сюрреализм!».
Полушуточный диалог с художником
получился такой: «В каком направлении вы работаете?». - «Я работаю в
направлении «вперёд».
Ещё до открытия кто-то обратил
внимание на то, что на всех картинах Евгения Останина «не утро, не вечер, не
лето, не зима»… В смысле, нет такой картины, взглянув на которую сразу с
удовлетворением скажешь: «Утро в сосновом лесу».
Да, Останин не привязывается ко
времени года или времени суток. У него, судя по названию выставки, другое
измерение. На 64-летие в библиотеке ему подарили шахматы, подразумевая 64
шахматные клетки. Самое время начать новую партию.
Когда все подарки, включая
полевые цветы, дыню и свежую ряпушку на блюде, сложили на журнальном столике,
то получился натюрморт в духе самого Останина – неброский, но насыщенный.
На вопрос, заданный в битловской
песне: «Примешь ли, накормишь ли меня // В мои шестьдесят четыре?», был получен
недвусмысленный ответ.
«Не хочется ярких цветов»
В небольшом помещении читального
зала поместилось десять работ. По содержанию они разные: натюрморты, пейзажи,
коллажи… Но определённо, что художник действительно избегает яркости. Он её
словно бы стесняется.
Объяснение всего этого у Евгения
Останина вышло простое: «Не хочется ярких цветов».
При этом на полотнах присутствует
и красный цвет, и белый, и жёлтый… Однако общее ощущение, что всё это несколько
приглушённо, почти как у «малых голландцев». Когда знаешь, что художник – в
прошлом бас-гитарист, то сравнение напрашивается само собой: здесь тоже
преимущественно «звучат низы» и выдержан определённый ритм.
Во время короткого разговора с
Евгением Останиным я поинтересовался: пробовал ли он в своё время делать
обложки самиздатовских альбомов, как это потом делали музыканты «Аквариума»?
Евгений Останин ответил отрицательно, но вспомнил эпизод, когда работал на
ленинградском телевидении и снимал запрещённую тогда группу «Аквариум». Сюжет,
разумеется, в эфир не пропустили («название «Аквариум» тогда было хуже, чем
матерное слово»).
Итак, обложек он не рисовал, но
афиши делает. Во всяком случае, «афишей» Останин скромно назвал свою
центральную работу выставки - «Второе путешествие», на которой собрал кое-что
из того, что было у него на предыдущих полотнах. Получилось что-то вроде
попурри. Отсюда, наверное, и слово «второе».
Второе не значит вторичное. Во
время второго путешествия можно зайти дальше и увидеть и понять то, что
осталось незамеченным в первый раз.
«Перед вами очень серьёзный
музейный художник», - коротко представила Останина искусствовед Ольга
Кошелькова. Музейный – в смысле художник, оформляющий музейные экспозиции в
разных российских городах. Недавняя выставка в галерее «Дар», посвящённая двум
войнам, тоже оформлялась Евгением Останиным.
Собственно, этим Евгений Останин
и живёт, а в свободное время, (он выразился – «в паузах») занимается живописью.
На открытии выставки When I’m
Sixty-Four зачитали отрывок из рок-энциклопедии, процитировав высказывание об
Останине клавишника группы «СлОвяне» Юрия Белова: «Он был классным человеком:
хипповый, яркий, как будто с обложки Sgt Pepper или Magical Mystery Tour.
Немалую роль играло и то, что он был похож на Джорджа Харрисона».
«Был похож на Джорджа Харрисона,
а сейчас я как Эрик Клэптон», - улыбнулся Евгений Останин.
Как пел Эрик Клэптон, «Life is
what you make it, // At least that's what the people say», что в переводе на
ломаный русский звучит как «Жизнь это то, что вы делаете, // По крайней мере,
это то, что говорят люди».
Фото автора.
Алексей СЕМЁНОВ
Источник: Городская среда
0 коммент.:
Отправить комментарий